Детский фольклор. Считалки, обзывалки, страшилки
Опубликовано 13 Авг 2022 в 23:16 Автор: doochdoble
Весь детский фольклор можно разделить на две большие части – то, что взрослые придумывают для детей и то, что дети передают другим детям. Формально, конечно, некоторые эти истории, считалки и стишки являются искажением того, что дети где-то услышали, но даже если это так, то всё равно создаётся очень интересный феномен, когда существует совершенно отдельный пласт культуры со своей мифологией, которая передаётся именно от детей к детям. Интерес в том, что дети уже умеют говорить, но ещё недостаточно социализированы и не имеют жёстких установок и программ — их творчество нестандартно. Теперь подробнее по фольклору.
Одна часть фольклора – считалочки, стишки, какие-то обзывалочки, устойчивые идиоматические обороты, свои приёмы НЛП. Считалки, как правило, это искажённые взрослые стихи. Примеры: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, всё равно тебе водить.» «На крыльце сидели Шишкин, Пышкин, Залупышкин, Переёбышкин, Мартышкин, Бородин, Гвоздин, ХуИн и в углу ещё один». «Шишел-мышел пёрнул, вышел». А вот «Эники-беники ели вареники…» является искажённым латинским стишком. Осталась ещё с тех времён, когда преподавали латынь в гимназиях. Обзывалки: «Жадина-говядина солёный огурец, на полу валяется, никто его не ест, муха посидела, понюхала и съела». «Жирный, жирный, поезд пассажирный». «Так тебе и надо, курица-помада». Ещё в интернете распространены детсадовские приемы полемики — сидят, казалось бы, взрослые люди, многим уже тридцатник, а применяют НЛП-приём, который можно кратко назвать «это ты, а я кто?» То есть на любой укор или обзывательство говорить:
– Ты пидор.
– Нет, ты пидор.
Или:
– Ты хуй,
– Нет, ты хуй.
Собственно, большинство препирательств в интернете сводятся к этому простому нехитрому приёму.
Если вспомнить детсадовское детство, то было такое своеобразное развлечение, когда один человек придумывал одну историю, а второй ему как бы оппонировал. Как правило диалог был в стиле:
– Мой папа побьёт твоего папу.
– А я брата-боксёра позову.
– А у меня дядя лётчик, он вас с самолёта разбомбит.
– А мы железной дверью накроемся.
– А мы вашу железную дверь просверлим.
И так могло продолжаться часами. Сейчас обсуждение каких-либо концепций производится примерно на том же самом уровне. Возьмём для примера ту же легализацию оружия, про которую любят кудахтать. Начинается один заход: «Оружие очень страшное, из него убивают людей, надо запретить». Заходит второй персонаж и говорит: «А как же будут честные граждане обороняться?» Этот ему оппонирует: «У честных граждан тут же отберут оружие бандиты, у них станет больше оружия». И в таком ключе обсуждение может затянуться на 100500 страниц. Схоластика в чистейшем неразбавленном виде. Причём сами люди даже не пытаются это отрефлексировать. Здесь срабатывает механизм последнего слова — обязательно нужно хоть что-нибудь ответить на аргумент оппонента. И чей аргумент останется последним, несмотря на всю его абсурдность, тот подебил.
Вторая часть фольклора – мифология детской картина мiра, столь же жёсткая и непреклонная, как и у взрослых, но сильно от неё отличающаяся. Откуда вообще эти странные страшилки брались? Про гроб на колёсиках, про чёрную руку. Во всех них можно проследить некие общие ключевые моменты. Либо родители покупают какую-то вещь, приносят какую-то вещь, и она оказывается проклята. В связи с этим либо все погибают, либо нужно совершить какие-то действия, которые подсказывает мистический союзник, либо что-то происходит с родителями, и дети пытаются их из этой мистической ситуации выручить. Причём, что самое интересное, во всех этих страшилках родители никогда не воспринимают рассказы детей всерьёз, либо же их попросту не слушают.
Ещё пример детского колдунства: если в темной комнате поставить напротив зеркала свечу, нарисовать помадой дверь с ручкой и лесенку от неё с 13 ступенями и три раза сказать «Пиковая Дама, приди, Пиковая Дама, приди, Пиковая Дама, приди», то она появится. То, что она пришла, поймете по треску свечи, шорохам, шагам, скрипу, смеху. Если поняли, сразу убирайте зеркало (или зеркальный коридор), чтобы она не вышла. Включайте свет, если это день, откройте шторы. Пока она идёт, можно успеть задать вопрос или просьбу. При приближении к концу лестницы нужно успеть ещё стереть, а свечу задуть. НЕ РЕКОМЕНДУЮ ИГРАТЬСЯ С ЭТИМ РИТУАЛОМ.
У детей ещё хватает разнообразных примет. Что делать стоит, что делать не стоит. Причём многие из них связаны со смертью родителей. То есть, если сделать что-то эдакое, то родители могут умереть. Что-то типа: если ты что-то сделаешь, то твою мать убьёт бука и отца убьёт или сворует, убьёт обоих родителей. Там, как правило, сначала отец уходит выяснять, не возвращается, потом мать, потом старший ребёнок в семье, потом приходится во всё это вписываться младшему ребёнку в семье. Ещё интересна во всём этом роль одеяла. Потому что все дети считают, что под одеялом они неуязвимые, прячутся всегда под ним. Со временем это одеяло переселяется в человеческий ум, и этот человеческий ум попросту привыкает отфильтровывать всё, что не находится в пределах яви. Потому что детишки на самом деле видят гораздо больше, чем взрослые. Если повспоминать, то вылазят довольно жутковатые вещи, потому что, например, то же сновидение у детей гораздо ярче и эффективнее, лучше запоминаются сны, и в том числе спонтанные осознанные сновидения случаются только так.
Приводите в комментариях примеры фольклора из вашего детства. Особенно региональные.