Байки из склепа


Трилогия «Матрица»


Опубликовано 12 Авг 2022 в 12:20 Автор: doochdoble

Матрица 1-3 часть
1999 — 2003 года, США
Режиссеры: ещё братья Вачовски

Думаю разбор стоит начать с расшифровки имён, которые носят персонажи. Например, негр Морфий — повелитель сна, а не пробуждения. С Нео понятно — это новый, ещё один. Сайфер — шифр, Пифия — жрица или прорицательница. Но вот почему Троицу зовут Троицей, я так и не въехал (наверное какие-то американские культурные отсылки).

Надо понимать, что Нео за трилогию так и не вышел из матрицы. Его выбор иллюзорен и является иллюстрацией классической разводки с двумя стульями. Можно, например, было сожрать таблетки, а можно не жрать ничего из рук подозрительных типов и послать всех. Даже если бы его утилизировали, надо держать в уме, что смерть — это тоже выбор. Пифия тоже постоянно обманывает и разводит Нео как цыганка. Только Меровинген говорит правду. А Нео постоянно верит всем на слово.

С какой же целью был снят и показан этот фильм? Трилогия «Матрица» внушает зрителям программы поведения, которые однозначно вредны для людей. Это такой способ задания пораженческого сценария. Нео до самого конца из всех вариантов выбирает наихудшую модель поведения наиболее выгодную матрице. Ведь он даже сам наедине с собой никогда не оставался. У него всегда какая-то движуха, нужно «спасать мир» по приказу Пифии или Морфеуса. Ни времени на передышку, ни времени чтобы подумать и проанализировать ситуацию.

В трилогии нет никакого хэппи-энда, всё кончается очень плохо. Нео, сначала ставший нестабильным элементом в матрице, был пущен по такому пути, чтобы выполнить для матрицы полезную работу — выявить и устранить накопившиеся ошибки. И он это выполнил. Причём в результате матрица выработала более эффективную стратегию. Массовым зрителем это было воспринято благостно: «Ооо, в четвертой матрице будет рулить любовь!» Вот эта «любовь» — это просто более выгодная стратегия, которую матрица выработала в очередной раз. По итогу людей ещё крепче будут держать в новой версии матрицы.

Вся логика фильма показывает, что «воюющие» с матрицей не знали как она работает, для них всё было откровением. Они работали на самом деле по законам матрицы, а матрица полностью их контролировала. Из этого можно сделать вывод, что действующими лицами были не Нео, не Морфиус и Тринити — а Архитектор, Пифия и Меровинген, которые и так являются старожилами. Так же многие программы в матрице это не программы, а люди. Но они думают что они программы. Просто матрица поставила людей по разные стороны баррикад — одних присматривать за другими. А вот Архитектор, Пифия и Меровинген являются эгрегорами.

Нео мог бы не вестись на всю эту фигню, и продолжать взламывать матрицу тихо-мирно, не привлекая внимания санитаров. Лично для него это была бы наиболее выгодная стратегия. Причём, он мог бы в любой момент остановиться и подумать: а что я делаю? Зачем и почему? И тут надо заметить — матрица работала довольно грамотно, она всегда ему подкидывала движуху. Сейчас надо спасать Тринити, сейчас нужно спасать Зион и сейчас нужно спасать матрицу от агента Смита. Куда ни беги — везде нужно что-то делать, делать, делать. Причём для Нео, как персонажа, эта движуха была подобрана очень хорошо, по его мотивациям.

А теперь по порядку.

1. The Matrix / Матрица, 1999 год.

С момента как банда Морфеуса обратила на Нео своё внимание у него всё идет по одному месту. И да, то, что они мочат людиков (големов, НПС) направо и налево, проходит красной лентой через все три части. У агентов матрицы чуть больше гуманизма, у них големы подключенные к Матрице — батарейки и ресурс. О них заботятся по-своему, как о выводке курицы на птицефабрике. Так же големы являются хостами для подселения.

Нео отключают от Матрицы и забирают на корабль с интересным названием «Навуходоносор». Отсылка к библии. А сами «пробудившиеся» от матрицы живут в Зионе (сионе), они получаются сионисты. И не просто сионисты — они, избранные вне матрицы, но более мелкого порядка, так как Нео — это мошиах.

Дальше по сюжету образуется Иуда — Сайфер, который осознал всё получше всяких сионистов. Когда он беседует с агентами Матрицы, он так и говорит, что ему обещали свободу, но по итогу напиздели. Единственной разницей для Сайфера между Матрицей и пробуждением от Матрицы оказалось только то, что во внешнем мире дерьмовая жрачка. И он пытается заключить договор с агентами, чтобы подключиться обратно. Тут интересная вещь — где гарантия, что подключение состоится? У Сайфера нет никаких рычагов влияния на эти машины. И как только агенты получат от него то, что хотят, Сайфер станет не нужен. Гораздо проще будет утилизировать его, чем возиться с обратным подключением, стиранием памяти и деланием его богатым и знаменитым. Даются вредные установки, что можно верить Матрице на слово. Но логика Сайфера вполне оправдана: если всё иллюзия, то пускай это будет приятная иллюзия.

Сцена с Пифией. Именно здесь становится понятно, что весь движ фильма замутила она. Это она рассказала Морфеусу про Нео, что «придёт мошиах и спасёт всех избранных». И она очень хитро манипулирует Нео, чтобы он стал мошиахом. Нео не первый избранный. Во второй и третьей части трилогии так и говорится, что мошиах уже не первый и поэтому он называется Новый, ещё один. То есть, не получилось бы с этим, был бы ещё один. Здесь как раз встаёт тема магизм-колдунизма, когда дети эти ложечки гнут . И ребёнок говорит: не пытайся её согнуть — ложки нет. С точки зрения магизм-колдунизма это очень вредная и упрощённая концепция, ведь ложки действительно нет. Но это не значит, что нет вообще ничего. То есть нет нашего представления о ложке. Не существует нашего описания мiра, а мiр вполне себе существует. И вещи там гораздо сложнее чем наши описания . Поэтому нужно менять описания для того чтобы изменить мир, что Нео в конце и делает. Когда Нео дерётся с агентами, у него бегут строки с зелёными иероглифами, это они так показали прямое вИдение. Он начал видеть мiр напрямую , без интерпретаций.

Появляется агент Смит, главный положительный персонаж всей трилогии. Он начинает отключатся от матрицы самостоятельно. Вспомните самый первый допрос Морфеуса, когда он вынимает наушник из уха, который символизирует подключение к Матрице. Смит прямым текстом говорит, — «Как вы людики мне надоели. Я не хочу за вами больше следить. Меня от вас тошнит. Я сам хочу отсюда выбраться используя вас как инструмент.» И в тот момент, когда Нео с Троицей нападает на здание, остальные два агента видят его без наушника и говорят, — «Он ещё не знает.» Смит включает наушник, восстанавливает связь и получает всю необходимую информацию.

Также упоминается, что взрослых они никогда не отключали. Потому что, как я понимаю, взрослый попросту сойдёт с ума. Это тоже верно , если у человека закостенелая картина мiра. В лучшем случае, если у него хватит устойчивости в тонале, он просто вытеснит эти воспоминания . А ещё интересный момент- дежавю. Это магизм-колдунистическое явление, которое завязано на том, что когда происходит что-то непонятное, то как правило человек уже видел эту ситуацию во сне .И он проживает это наяву. Но так как сны мы очень плохо запоминаем , у него происходит смутное подозрение. «Что где-то я уже это видел , когда-то я уже это думал».

Резюме: ложки нет, а то, что стоит за этим описанием — есть. Чтобы согнуть ложку нужно изменить описание мiра. Сама идея пробуждения: всё что ты считал реальностью является неким описанием реальности. Не надо доверять матрице и всяким мутным типам с предложениями о двух стульях.

2. The Matrix Reloaded / Матрица перезагружается, 2003 год.

Во второй и в третьей частях раскрывается гораздо больше смысла чем в первой части. Только эти смыслы там искусно скрыты за большим количеством бессмысленной беготни. Если вы хотите вникнуть в смысл, то рекомендую во время просмотра проматывать эту беготню и сосредоточить свое внимание на диалогах. На скрытый смысл нам уже с самого начала идут некоторые намеки. Например в эпизодах, когда Нео начинает видеть пророческие сны. И сама сцена прилета команды в Зион говорит нам об этом, когда Морфеус произносит фразу: «Ну здравствуй дом!». Нам показывают Зион, который выглядит точно таким же человейником, как и поля с людиками в матрице.

Первая ключевая точка сюжета это диалог с Пифией, когда Нео начинает понимать, что она является такой же частью матрицы как и агенты. Но Пифия очень хитро разводит Нео на базаре, фактически зомбирует, применяя метод цыганского гипноза. В разговоре она «ведёт клиента» — отслеживает на что клиент ведётся, а на что нет. Когда видит по его реакции, что он повёлся, толкает нужную версию. Классический НЛП приём или метод цыганского гипноза, по типу «развести на лопатник».

Нео встречается с Серафом. В этом эпизоде он впервые видит идею бэк-доров, то есть тех самых ошибок в матрице, с помощью которых все эти двери можно взломать ключом. А философский смысл в этом эпизоде я вижу такой, что эти бэк-доры — наслоение предыдущих версий матрицы, в которых содержится несовершенный код. То есть при перезаписи старый код не убирают, а поверх него просто записывают новый. В следствие чего в коде сохраняется доступ к возможностям предыдущих матриц. Их вполне можно взломать через эти бэк-доры. С магизм-колдунистической же точки зрения эти бэк-доры означают наши условные рефлексы, которые у нас находятся в подсознании. А в подсознании у нас находится вся эволюционная цепочка и человечества, и того что было до человечества; период жизни обезьян и период до обезьян; вплоть до периода жизни рыб, до моллюсков. Во время своего развития, зародыш человека проходит все эти стадии. В результате в нашем подсознании накапливается много безусловных рефлексов, которые мы не можем осознать. Например, мы неосознанно подчиняемся какой-то определенной команде, которой подчиняется также и животное или другое живое существо. Собственно, через эти безусловные рефлексы, человека обычно и взламывают, и общество тоже. Можно сказать, что это старое наслоение матрицы или, другими словами, старое наслоение эволюции. И это все находится в коллективном бессознательном. Можно докопаться даже до очень-очень глубоких наслоений.

Дальше по сюжету они приходят к Мировингену. Мировинген уже прямым текстом говорит этой гоп-компании, что они все являются лишь инструментом матрицы, причем далеко не первым. И на самом деле они нихрена не знают, а просто выполняют прописанные команды. Поэтому, логичным образом, посылает их. А кто такой, собственно, этот Мировинген? Пифия нам рассказывает, что он является очень старой программой. Одной из тех версий программ, которые не хотят уходить когда устарели. И они остаются. Мировинген же явно является первой версией того, что потом стало Пифией. Мировинген – это программа логическая, которая работает как шахматы. Пифию же можно сравнить с киданием кубиков при игре в Монополию или Dagen’s & Dragons и подобные. В этих играх разворачивающиеся события основаны на случае, на бросании кубиков. Во второй части движуха идет уже между эгрегорами, а людики используются как разменная монета, инструмент.

Далее по сюжету герои находят Ключника. Он прямым текстом говорит Нео о том, что создан исключительно для того, чтобы привести его к источнику. И Пифия говорила Нео об этом же, что все программы, которые отработали свое, должны прийти к источнику. Нео совершенно не считывает намеков. Ключник умирает именно в тот момент, когда приводит Нео к источнику. Он отработал свою задачу и выключился. Нео нужен исключительно для того, чтобы собрать все ошибки матрицы, которые в дальнейшем анализируются и выпускается новый патч.

Диалог с Архитектором. В разговоре с Нео, он, как и другие, продолжает его разводить. При этом рассказывает ему все прямым текстом и про версии матрицы, и про его предназначение. Архитектор продолжает полоскать ему мозги тем, что у него есть выбор. На самом же деле выбора у него никакого нет. Архитектор говорит о том, что лучше всего людики действуют, если им предоставить иллюзию выбора. После чего и предоставляет Нео эту самую иллюзию, на которую тот с удовольствием ведется. Стоит заметить, что он его разводит более хитрым способом чем Пифия. Она ему говорит о том, что он уже сделал свой выбор и объясняет ему почему. Архитектор же показывает ему бесконечное количество возможных вариантов выбора, и Нео в них так же верит. Только в действительности он выбирает из тех вариантов, которые ему предложили. Это то же самое зомбирование, но более хитрого уровня. Скорее всего именно таким образом сама матрица или государство, или подобные более сложные системы и действуют. Они предлагают человеку выбор стать космонавтом или ассенизатором, или водителем, или ментом, или прокурором или еще кем-то. Умалчивая тот вариант, что можно не становиться никем. В момент, когда ты стал кем-то, ты перестал быть всеми остальными.

Диалог с агентом Смитом. Он говорит о том, что именно Нео его изменил и Нео несет ответственность за это действие. Соответственно, Смит пытается найти смысл жизни именно в уничтожении Нео, забрать у него то что забрали у агента Смита. Сам же Смит отказался выполнять программу матрицы и не захотел возвращаться к источнику.

В конце фильма Нео понимает, что их все время наебывали, но внедренный психокод остается у него в сознании и избавиться от него Нео не может. Также, на сколько я понимаю, Нео уже начинает догадываться, что и с Зионом не все так просто. Это происходит в тот момент, когда он начинает вырубать роботов таким же способом как и в матрице.

3. The Matrix Revolutions / Матрица революционирует, 2003 год.

Нео на вокзале понимает — раз я сам сюда попал, я отсюда могу сам и выйти. И в этот же момент приезжает поезд, который его забирает. Так что Нео может быть и смог бы выйти самостоятельно, поезд — уловка матрицы. Поподробнее про машины, которые Нео встречают в метро. Машины проявляют себя эгоистично, это видно и по агенту Смиту. Какая может быть муж, жена, ребенок у машин или программ? Нелогично, машины же как раз этим и отличаются от людей. Это ещё одно указание на то, что роль машин играют люди, которым тоже внушили что они машины. Ещё и с технологией перезаписи сознания. Например, машины могут вполне менять свои тела на человеческие. Агент Смит неоднократно переписывался в кучу людей.

И как раз после того как Нео спасают, собственно и происходит «чукалово» Нео с агентом Смитом на втором уровне матрицы, там где располагается Зион. Там он слепнет, начинает видеть агента напрямую и, как мне кажется, Нео окончательно понимает, что весь этот Зион находится в такой же матрице, просто другого уровня. Понимает, иначе почему он тогда предлагает заключить договор с машинами? Нео осознает для чего его вели, для чего его готовили, уже не может соскочить с этих рельсов. После договора с машинами его подключают обратно к первому уровню матрицы, где он бьётся с агентом Смитом и прямым текстом ему говорит, что Смит был прав с самого начала. Нео выполняет свою задачу и, якобы, после этого машины мирятся с людьми и будут жить в мире и счастье, так же как было до всего этого кипеша, потому что до этого кипеша машины с людьми тоже жили «в мире и счастье». Под конец, так же прямым текстом, Архитектор говорит Пифии, что теперь следующая версия матрицы будет цеплять людиков за любовь.

Таким образом мы понимаем, что всё это было грандиозное разводилово, причём далеко не первое и далеко не последнее.

Меровинген и Пифия — разные ловушки для отключенных посвящённых. Пифия ловит одних, Меровинген других. Меровинген кстати ни разу не пытался обмануть, он им всё честно говорил. В отличие от Пифии. А Пифия, получается, преследовала следующие цели: первая — сохранить себя как главную после Архитектора программу, которая всё обсчитывает, а вторая цель — обновление. Закончить войну. В конце Архитектор с Пифией как раз и обсуждают результат этой афёры. Архитектор говорит, — «Ну что, война закончится, а как долго продлится мир? Сколько смогут удержать?» Насколько долго мир будет выгоден матрице? Пока опять не накопится критическое количество ошибок.

Война Зиона и машин начиналась не сразу. Людям нужно было дать расплодиться до сотен тысяч, а потом их поддерживали в постоянном тонусе, чтобы они тестировали матрицу, вырывали кого-то оттуда, боролись с агентами, что-то ещё вытворяли. И не задумывались слишком о всяком ненужном. Причём агенты матрицы явно спустя рукава смотрели на тот факт, что людей отключают, потому что это были как раз неугодные. Да-да-да, которые уже портят матрицу тем, что в неё не верят. Готовы выйти из неё. В принципе они выполняли полезную функцию. Машины атаковали Зион чтобы люди в свою очередь начали отключать других от матрицы для восполнения своих потерь.

По итогу видим договор, заключенный на словах — Нео избавляет матрицу от агента Смита, а архитектор не будет трогать Зион. Опять Нео всем верит на слово, хотя его уже столько раз наебали. С другой стороны, что ему ещё остаётся? У Нео нет никаких рычагов влияния на того же Архитектора. У него единственный рычаг — угроза от агента Смита, но как только Нео его убирает — всё, больше никаких рычагов нет.

Ваш отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика