Доктор Сон / Doctor Sleep
Опубликовано 01 Дек 2021 в 23:16 Автор: doochdoble
2019 год, США, Великобритания
Режиссер : Майк Флэнаган
Фильм основан на одноимённом романе Стивена Кинга
Прямое продолжение фильма «Сияние» 1980 года
Специально полистал оригинальную книгу Кинга перед разбором, думая что в фильме упущены какие-то интересные детали. Ан нет, помимо «В финале Джон умрёт» это ещё один фильм, сделанный интереснее чем написана книга. Да и в отличие от первой части, за авторством Кубрика — снято гораздо более качественно. Как минимум не засыпаешь при просмотре.
Теперь разбор по сценам. Совет: сначала посмотрите фильм самостоятельно, затем читайте эту статью. Очень уж атмосферно смотрится.
История начинается с прошлого. Показаны злодеяния группы магов-кочевников (режиссер явно намекал на цыган), затем экспозиция с прошлым главного героя. Показаны атаки мальчика неорганами из прошлого фильма «Сияние», его психическое состояние расшатано. Вообще сияние по лору Кинга — аналог личной силы. Много её только у магов. На помощь мальчику приходит астральная проекция уже мертвого учителя и он подсказывает магический прием против злых духов.
Проходит много лет, мальчик успешно применяет прием против неорганов, а остальные аспекты его личной силы он засовывает поглубже вместе с алкоголем.
Параллельно возвращаемся к группке злых магов (далее — ГЗМ). Показаны методики вербовки новых членов, инициация, немного рассказана их история и принципы выживания.
Я надеялся, что в книге о ГЗМ расписано подробнее, а в фильм же урезал интересную инфу (так сказать не прошел цензуру), но пришлось разочароваться. Фильм же явно ставили люди с опытом.
В фильме есть намёки, что ГЗМ довольно неплохо устроились, а их кочевой образ жизни обусловлен необходимостью мобильности в охоте за силой. Питаются они в основном гармонбозией или гавахом от других магов.
Перенесемся опять к лавному герою. Он завязывает с бухлом после крайне неприятного случая с мертвой дамочкой и устраивается на подработку в хоспис. Там так же обитает милый котик. Кастинг на животину просто великолепен, посмотрите, какая няшечка. В фильме он тусуется в хосписе и подсказывает персоналу когда умрет следующий пациент, а, поскольку, английскому языку он не обучен, просто молча ложится перед смертью пациента на его кровать. Подбадривает.
Главный герой становится ассистентом котика и зарабатывает свою кличку «Доктор сон». Помогает пациентам избавиться от страха ухода в мир иной.
Мы подобрались к одной из самых интересных сцен. ГЗМ обедает. Причем им нужна именно гармонбозия (по мифологии фильмов Дэвида Линча — концентрированные страдания). Поэтому перед самим ужином они хорошенько пытают свою жертву.
Посмотрите на эти светлые лица. Если у зрителей оставалось до этого момента некоторое очарование романтикой ГЗМ-всесильных разбойников (сейчас в моде антигерои), то, надеюсь, после кадра ниже оно развеялось. А то некоторые лелеют как минимум странное желание жить вечно (не все люди в курсе, для чего существует реинкарнация).
Вот эти ребята в фильме, отсрочив перерождение, расплатились своей человеческой сущностью. По факту превратились в паразитов. Полу-люди, полу-неорганы. Так себе цена. И если у обычного голема есть шанс на искупление за проступки с кармой, то у этих ребят обратной дороги точно нет.
Появляется главная героиня Абра. Она сама себе даёт кличку «Абра-кадабра» из-за сильных колдунских способностей, с которых охреневают её родители. Они кстати хорошие родители, раз не стали вести себя как дисциплинированные големы и сдавать своё дитятко после таких фокусов в дурку.
В одно из «кормлений» ГЗМ Абра их засекает и пытается отследить.
После чего уже негласная глава ГЗМ с погонялом «Роза Шляпница» выслеживает саму Абру. Примечательный момент контакта: по факту Абра с женщиной связывается через отражение (то же зеркало).
Абра понимает, что дело — шляпа и просит помощи у ближайшего человека с «сиянием» — главного героя. Он трусливо отказывает вмешиваться в жизнь девочки.
Главного героя после такого поворота посещает аж мертвый учитель и пытается воззвать к голосу совести. Диалог примерно следующий «я помог тебе, когда ты нуждался в помощи, спас от неорганов, теперь ты помоги девочке». Посыл, кстати, очень верный, ведь если бы маги не держались особняком, их бы такие как ГЗМ и не изничтожили. В фильме упоминается, что «сияние» в людях встречается всё реже и реже.
Роза Шляпница решает выяснить точное местоположение девочки и выходит в астрал. Эту сцену горячо рекомендую к просмотру целиком. Гораздо круче битвы экстрасентов.
Женщина нашла девочку и пытается залезть ей в подсознание (а вдруг?), на что и ловится. Очень красиво показан внутренний ум Абры в виде каталогов.
У Розы ум выглядит как огромная билиотека. Особенно в сравнение с умом и памятью девочки. Режиссер намекает на истинный возраст дамочки, ей уже наверное лет под тыщу.
Готовится эпик батл. Локация — отель из прошлого фильма «сияние».
Роза Шляпница настигает магов в отеле. Главный герой использует пойманных неорганов из своих шкатулок-ловушек и натравливает их на дамочку. А они и рады её сожрать.
Обратите внимание, что тела Роуз не остается. Неорганы выпили её досуха.
Далее следует фансервис — неорганы кастуют дебафф «одержимость» и провоцируют главного героя побегать с топором за девочкой, дублируя сцены из первого фильма. В конце он всё-таки ненадолго очухивается и делает роскомнадзор вместе с отелем. Абра смотрит на пожар и мерзнет на улице одна в горах. Если бы дело происходило зимой под Якутском, конец был бы предсказуем, но девочка выживает.
В финальной сцене выпущенные главным героем на волю неорганы пытаются докопаться до Абры. Суда по её ухмылочке при закрытии двери, не поздоровится сейчас точно не девочке.